ИНТРО
Прежде чем
приступить к чтению этой далеко не самой
изящной (в смысле объема, а не к внутреннего
содержания) книги, вернитесь к ее обложке
и еще раз прочтите ее название.
Популярная
история популярной музыки.
Не думайте, что
здесь всему виной ошибка наборщика,
невнимательность редактора или нездоровая
психика автора. Все гораздо проще. Именно
в простоте все и дело.
Понимая, что
подробно об истории музыки (пусть только
и популярной) в одной книге не расскажешь,
я решил пойти путем различных «популярных
механик», «занимательных физик» и прочих
«астрономий для чайников». О таком
многогранном и сложном явлении, как
популярная музыка, я решил рассказать
просто, в меру кратко, порой легкомысленно,
максимально доступно и просто до
неприличия популярно. Конечно, в век
интернета можно было обойтись и вообще
без самой книги, но я абсолютно не
согласен с теми, кто так считает. Хватит,
с приходом этого самого интернета мы
уже практически лишились такой роскоши,
как виниловая пластинка в красочном
бумажном конверте. Достаточно. Не так
уж и много у нас осталось того, что можно
потрогать.
Конечно,
потрогать музыку у нас вряд ли получится,
но вот прикоснуться к ней — на это, я
думаю, мы еще способны.
Для начала нам
стоило бы определиться с тем, что именно
называть «популярной музыкой». Некоторое
время назад музыка условно делилась на
две категории — поп и рок. То, где
преобладало звучание электрогитары,
относилось к року, все остальное —
проходило по категории «поп-музыка».
Нет, конечно, были еще академическая
(или классическая) и народная музыка,
но первая слыла искусством элитарным,
а вторая так вообще многими искусством
не считалась. Вскоре (то есть вообще-то
относительно недавно) появился новый
«гадкий утенок» — музыка электронная,
на которую поначалу вообще внимания
никто не обращал. Но все со временем
перепуталось настолько, что к началу
XXI века уже совершенно не
было ясно, какую именно музыку называть
«популярной».
Если взглянуть
на хит-парады последних 20 лет, можно
обнаружить, что в них может появиться
все, что угодно — от классики (взорвавшая
в 2009 году конкурс «Британия ищет таланты»
Сьюзан Бойл) до экспериментального
техно. Почему мы говорим о хит-парадах?
Потому что именно они помогают нам
увидеть, что именно сегодня популярно.
Собственно, именно для того они и были
придуманы (ну, и еще для того, чтобы было
проще управлять общественным мнением).
Популярность. Именно об этом и речь.
Спасибо, Господи,
что ты создал хит-парады! (Уверен, что
без его участия тут не обошлось.) Именно
благодаря им мне не придется спорить с
особо упертыми гражданами, что какой-нибудь
Black Sabbath или та же Metallica
не имеет ничего общего с Майклом
Джексоном или Леди Гагой. А вот и нет!
Еще как имеет! Чтобы убедиться в этом
достаточно заглянуть в хит-парады (еще
раз спасибо Всевышнему за своевременную
идею), которые немедленно подтвердят —
все они были в свое время чертовски
популярны. Надеюсь, вы уловили, к чему
я клоню? Вот именно. Каждого исполнителя,
который когда-то был популярен (а разве
не к этому они все стремятся?), можно
назвать исполнителем популярной музыки.
Разумеется, в разные времена вкусы
публики отличались, да и музыка менялась,
как и само время. Да и кто знает, что
может случиться лет этак через 10? Лично
я не исключаю даже такой возможности,
что однажды хит-парады возглавит
что-нибудь из нойза или индастриала.
Что поделать, публика так непостоянна...
Но хватит
топтаться на месте. Перейдем к делу. В
моей книге «популярной музыкой» будет
называться вся музыка, которая была
популярна в тот или иной промежуток
времени. Так что не стоит думать, что я
ограничусь сладкими песенками о любви
и цветочках, нет, в этой книге найдется
место вещицам и позабористей. Конечно,
до таких предметов, как авангард или
иллбиент, мы вряд ли дойдем (они хоть и
популярны, но лишь в узких кругах), но,
что поделать, музыки много, а времени
мало. Остается лишь надеяться, что
кто-нибудь рано или поздно отважится
написать все и обо всех. Я же ограничусь
тем, что было популярно. По крайней мере
я так решил! Может, в другой раз?..
Прежде чем
начать, я попрошу вас еще раз обратиться
к названию моей книги:
Популярная
история популярной музыки.
Важно каждое
слово.
Популярность.
История. Музыка.
[сейчас
будет много путаницы и повторений, но
мне именно это показалось забавным]
Я расскажу вам
популярные и не очень музыкальные
истории об истории популярной музыки
и музыкантах, которые были популярны в
тот или иной исторический момент, а
также об их значении в истории музыки
и об их влиянии на историю вообще. И все
это я попытаюсь рассказать популярно.
По крайней мере не так, как в двух
последних предложениях.
Ну, хватит
предисловий.
Приступим.
[ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ]
No comments:
Post a Comment