Artist: Grandmaster Flash & The Furious Five
Release Date: 1982
Label: Sugar Hill
Genres: Old-School Rap / Funk / Soul
Первым шагом хип-хопа в вечность был "Rapper's Delight", второго пришлось ждать два с половиной года. Им стал сингл "The Message" группы Grandmaster Flash & The Furious Five, до появления которого рэп был чистым развлечением, даже не помышлявшим о том, чтобы касаться каких-либо серьезных проблем. С появлением "The Message" все изменилось: рэп из явления развлекательного стал явлением социальным. Хотя, вообще-то будет нечестно называть его первым социальным рэп-треком, так как еще в 1980 году попытку рассказать о тяжелой жизни в гетто предпринял Кертис Блоу в своей песне "Hard Times", однако, ярким событием та не стала. Чего не скажешь о "The Message", которая и сегодня, через три десятилетия после появления, считается одной из самых влиятельных рэп-композиций в истории.
Ди-джей Грандмастер Флэш не был новичкам в хип-хопе, к 1982 году уже став живой легендой Нью-Йорка. Вообще-то Джозеф Сэддлер (так его звали на самом деле) родился на карибском острове Барбадос, но мог считать себя настоящим американцем, так как его семья переехала в США, когда он был еще мальчишкой. Семейство Сэддлеров осело в Южном Бронксе, и именно там Джозеф пошел в школу и полюбил музыку. Последнему способствовал его отец, по словам Джозефа, "фанатичный коллекционер пластинок". Именно с этой коллекции он и начинал свой путь к славе, поэтому нет ничего удивительного в том, что в 15 лет Джозеф стал ди-джеем, одним из первых начав проводить в Нью-Йорке уличные вечеринки, вскоре сделавшие его местной знаменитостью. Однако, прославился Флэш не столько этим, сколько своей исключительной техникой, чье новаторство поставило его в один ряд с родоначальниками хип-хопа - Питом "DJ" Джонсом и Кулом Херком (у последнего он перенял основные принципы микширования и долгое время вел с ним неофициальное соревнование за право называться лучшим ди-джеем Нью-Йорка). Начав экспериментировать с проигрывателями еще подростком, он не только довел свою технику до совершенства, но и ввел в ди-джеинг до того неиспользовавшиеся элементы - Beat Juggling (буквально - "жонглирование битом": используя две одинаковые пластинки, ди-джей после проигрывания одного короткого ритмического фрагмента при помощи микшера включает тот же самый фрагмент на другом проигрывателе, создавая таким образом сколько угодно долго повторяющийся ритмический рисунок) и Punch Phrasing (буквально - "ударная фраза": техника использования очень коротких музыкальных фрагментов, из которых опять же при использовании микшера создается абсолютно новый ритмический рисунок). Также он первым стал маркировать пластинки, отмечая на них начало необходимых брейков и фрагментов, а разработанная им система быстрого микширования (Quick-mix theory), объединившая его идеи с опытом предшественников, в итоге была взята за основу большинством ди-джеев. Кроме того Флэш принял на вооружение и изобретенный Grand Wizard Theodore скрэтчинг, сделав его одним из непременных атрибутов выступления каждого хип-хоп ди-джея. Не стоит забывать и о том, что именно Флэш стал первым ди-джеем, который превратил свои выступления в настоящее шоу, извлекая звуки из пластинок из самых разных положений, и сделал проигрыватель настоящим музыкальным инструментом, а скрэтч - ключевым компонентом хип-хопа. Что же касается своего имени - Grandmaster Flash, то получил он его после того, как на одном из его первых выступлений на публике кто-то обратил внимание на то, с какой скоростью Джозеф орудует своими руками, мелькающими от проигрывателя к проигрывателю подобно молнии (отсюда и Flash). Прежде чем дебютировать, он почти год оттачивал свое мастерство у себя дома, на 167 улице, и учился, глядя на то, как работают с пластинками старшие товарищи - Кул Херк и Пит Джонс., Причем первое выступление Флэша было настоящей катастрофой: его техника игры была настолько быстрой, что слушатели просто не поняли того, что делал с пластинками и проигрывателями молодой ди-джей. "Все полчаса, что я играл, люди просто стояли и глазели на меня. Я был невероятно зол, ведь я-то пытался завести толпу. Я хотел, чтобы люди танцевали". Лишь несколько месяцев спустя публика изменила свое мнение, осознав истинное значение совершенной в тот день Джозефом революции.
Сперва Флэш работал вместе с командой L Btothers, состоявшей из трех братьев Ливингстон - Mean Gene, Claudio Livingston и Grand Wizard Theodore. Вместе они в течение трех лет организовывали в Южном Бронксе уличные вечеринки (так называемые "блок-пати"), зачастую не имея на то разрешения властей. При этом к 1976 году их вечеринки пользовались такой популярностью, что парни могли начать собирать деньги за вход, тогда как вход на другие подобные мероприятия традиционно был бесплатным. Уже в середине 70-х Грандмастер Флэш одним из первых осознал значение только зарождавшегося рэпа, поэтому в его вечеринках неизменно участвовали пионеры рэп-речитатива - такие как Кертис Блоу и Lovebug Starski. Как и другие первые ди-джеи, поначалу и Флэш сам рэпповал во время своих выступлений, но вскоре он осознал, что если он действительно хочет стать лучшим, ему нужна помощь, именно поэтому он и сформировал собственную рэп-команду. В нее вошли Кит "Cowboy" Уиггинс и два брата - Мелвин "Melle Mel" Гловер (именно он, кстати, стал первым, кто назвал себя МС) и Натаниэль "Kidd Creole" Гловер. Новый коллектив получил название Grandmaster Flash & The 3 MCs, а через некоторое время к команде присоединились еще два рэппера - Эдди "Mr. Ness" Моррис (позже он сменил имя на Scorpio) и Гай Тодд "Rahiem" Уильямс (до этого был членом другой рэп-группы - Funky Four). Обновленный коллектив сменил название на Grandmaster Flash & The Furious Five ("Грандмастер Флэш и Яростная пятерка") и 2 сентября 1976 года дебютировал на публике, а с 1977 года начал регулярно выступать в Disco Fever, главном хип-хоп клубе Бронкса, став первой рэп-группой, получившей еженедельный ангажемент. На выступления группы приходило по несколько тысяч человек, причем многие из них даже приезжали из соседних штатов. При этом Grandmaster Flash & The Furious Five не только выступали в клубах, но и постоянно участвовали в многочисленных баттлах, соревнуясь с такими мастерами фристайла, как The Treacherous Three и The Fantastic Five. Именно тогда и вошел в обиход термин "хип-хоп", к чему приложил руку и Cowboy, использовавший на выступлениях группы повторяемые слова "hip / hop / hip / hop" на манер армейских речевок, используемых американскими солдатами на марше. Группа часто выступала на одной сцене с исполнителями диско, которые и начали называть ее участников "хип-хопперами". Поначалу новое выражение носило пренебрежительный характер, но вскоре превратилось в общепринятый термин, обобщивший все грани новой культуры - от рэпа до граффити.
Однажды на группу обратил внимание один из владельцев небольшого лейбла, предложив парням попробовать повторить в студии все то, что они делали на сцене. Однако, до записи дело так и не дошло, и, как ни странно, виновен в этом был сам Флэш, посчитавший, что никто не согласится платить за пластинку пять долларов, когда то же самое можно услышать живьем за два. Позже Флэш говорил: "Сейчас я жалею об этом. Мы могли быть первыми. Самыми первыми".
Grandmaster Flash |
Первое время синглы Флэша и "Пятерки" продавались плохо: они явно не дотягивали до "Rapper’s Delight". Верившая в группу Сильвия Робинсон, вместо того, чтобы выставить парней на улицу, отправила их в тур. После того, как группа объехала почти 40 городов, их сингл "Freedom" стал "золотым", разойдясь тиражом в 500.000 экземпляров. Еще больший успех пришелся на сингл "The Adventures Of Grandmaster Flash On The Wheels Of Steel", в 1981 году записанный Флэшем без участия "Яростной пятерки". Сингл стал первой официальной записью, представляющей мастерство ди-джея во всем его многообразии. В 7-минутном треке Грандмастер Флэш продемонстрировал виртуозное владение техникой, комбинируя фрагменты треков "Rapture" Blondie, "Apache" Michael Viner's Incredible Bongo Band, "Another One Bites The Dust" Queen, "Good Times" Chic, "8th Wonder" The Sugarhill Gang, "Monster Jam" Spoonie Gee, а также "Birthday Party" и "Freedom" Grandmaster Flash & The Furious Five. И, как это ни странно, именно на этом сингле впервые прозвучал скрэтч: хотя рэп-пластинки и выходили уже почти два года, ни на одной из них до этого он не записывался.
Однако, несмотря на успех синглов и активную концертную деятельность, группа все еще оставалась в тени главного детища Сильвии Робинсон - The Sugarhill Gang. Все изменилось в мае 1982 года - всего через неделю после того, как очередной сингл The Sugarhill Gang, “The Lover In You”, поднялся в американском хит-параде до 55 места. Именно тогда Grandmaster Flash & The Furious Five выпустили свою главную запись - сингл "The Message", 7-минутный рэп-гимн на все времена. Соединив вместе песни "Rapture" Blondie, "Another One Bites To Dust" Queen и "Good Times" Chic, Грандмастер Флэш создал уникальную музыкальную тему, на которую был наложен текст, написанный школьным учителем Эдом Флетчером (он вошел в историю под именем Дюк Бути и был сессионным перкуссионистом Sugar Hill) и Мелле Мелом. Известно, что в связи с авторством в группе возник первый конфликт, так как в качестве авторов трека были указаны все члены команды, тогда как имя Дюка Бути вообще не упоминалось, хотя в оригинальной записи участвовали только он (впоследствии в видео к песне под его вокальную партию "шевелил губами" Rahiem) и Мелле Мел. К тому же долгое время ходили слухи, что участники "Яростной пятерки" вообще не хотели записывать эту песню, что тут же было подхвачено журналистами, раструбившими об этом на весь мир. Песня молниеносно стала хитом на местном радио и вскоре национальный хит-парад, где поднялась до 62 места. Кроме того сингл стал #4 в R&B чарте и #12 в "танцевальном" чарте, а в Великобритании вообще добрался до 8 позиции официального хит-парада. Пластинке потребовался всего 21 день для того, чтобы стать "золотой", и еще 20 дней - на то, чтобы получить "платину". После этого уже никто не сомневался в том, что для хип-хопа настали новые времена, и больше никто не сможет относиться к рэп-музыке, как к невинному развлечению.
В отличие от вечеринок и развлечений, которые были основной темой рэпа того периода, в “The Message” говорилось об отношении "черного" сообщества к серьезным вопросам - экономической и социальной политике правительства Рональда Рейгана (в то время президента США), полицейскому произволу, уличному насилию, нищете и распространению наркотиков в гетто. Став первым в истории значительным социальным рэпом, сингл оказал ни с чем несравнимое влияние на развитие хип-хоп культуры. Он изменил представление о том, какого рода рэп-записи могут быть успешными и хорошо продаваться, открыв дорогу к славе таким серьезным коллективам, как Public Enemy и Boogie Down Productions, чье творчество носило ярко выраженный социальный и политический характер. "The Message" получил "платиновый" статус меньше чем за месяц и позже практически единодушно был признан одной из самых значительных рэп-записей в истории (он первым был внесен в Национальный архив исторических записей США). Его сэмплировали огромное количество исполнителей (от Jungle Brothers и Dead Prez до Снуп Дога и Эминема), а строки припева - "Don't push me 'cause I'm close to the edge / I'm trying not to lose my head" - стали одними из самых узнаваемых и часто цитируемых строк в истории хип-хопа.
В том же году вышел и дебютный альбом Grandmaster Flash & The Furious Five, названный как и главный хит группы - "The Message". Открывает его "She's Fresh" - типичный фанк-трек, в котором непосредственно рэпу уделяется совсем незначительное внимание, тогда как за ним следуют два ставших классическими хита - выходившие отдельными синглами олд-скульный "It's Nasty" (выходил в 1981-м), за основу которого взята песня "Wordy Rappinghood" группы Tom Tom Club, и "Scorpio" (основан на фанк-треке Денниса Коффи), одна из ранних работ в стиле электро с использованием "роботизированного" вокала. Следующая композиция - "It's A Shame" - снова возвращает нас к фанку, тогда как "Dreamin'" и "You Are" и вовсе являются соул-балладами в стиле Стиви Уандера. Закрывает же пластинку главный гвоздь программы - "The Message", представленный в полной версии. Последующие переиздания альбома закрывались треком "The Adventures Of Grandmaster Flash On The Wheels Of Steel", который до того можно было приобрести лишь в формате сингла.
Конечно, не будь на этом альбоме заглавной темы, он потерял бы половину своего значения, так как большую его часть занимают пусть и смежные, но все же отличные от хип-хопа жанры - фанк и соул. Однако, масштаб "The Message" настолько велик, что одно его наличие с лихвой перекрывает все слабые стороны пластинки. При этом отдельно стоит отметить, что совсем уж неудачных композиций на ней нет: все они - от традиционного хип-хопа до соул-баллад - заслуживают внимания.
Так уж получилось, что минута славы коллектива была недолгой. В том же 1982-м появилась "Planet Rock" Африки Бамбаты, а год спустя впервые заявили о себе Run-D.M.C., фактически поставив точку на существовании олд-скула. При этом группа все еще продолжала существовать, записывая песни и выступая с концертами, хотя в ее судьбе и произошли значительные перемены.
Первым от группы начал отдаляться Грандмастер Флэш, уже в 1982-м принявший участие в фильме "Style Wars" и отказавшийся платить Sugar Hill Records полагавшиеся тем по контракту комиссионные. Конфликт усугубили споры об отчислениях за "The Message", причем речь шла о неподеленных 5 миллионах долларов. Тогда же между Флэшем и Мелле Мелом произошел серьезный разлад из-за лидерства в коллективе, но некоторое время группа все еще продолжала существовать в оригинальном составе. Следующий хит коллектива - анти-кокаиновый трек "White Lines (Don't Do It)" - был выпущен в 1983 году под именем Grandmaster & Melle Mel (неофициальный видеоклип на него снял тогда еще студент Спайк Ли, а главную роль в нем исполнил молодой актер Лоуренс Фишборн, будущий Морфеус из "Матрицы"). Песня поднялась до 47 места в R&B чарте, но ее успех был омрачен судебным иском, который был подан на группу за незаконное использование композиции "Cavern" Liquid Liquid. Постоянные споры внутри коллектива и финансовые разногласия в конце концов и привели к распаду Grandmaster Flash & The Furious Five.
Вскоре после выхода "White Lines" группу покинули Мелле Мел, Скорпио и Ковбой, начавшие выступать вместе как Grandmaster Melle Mel & The Furious Five и выпустившие под этим названием в 1984 году альбом. Грандмастер Флэш, Кидд Креол и Рахим перешли на Elektra Records. К ним присоединились еще три участника - Lavon, Larry Love и Mr. Broadway, сформировав таким образом новую "Яростную пятерку". Однако из-за того, что права на старое название принадлежали Sugar Hill, рэпперы были вынуждены записываться под именем Grandmaster Flash, выпустив в этом составе с 1985 по 1987 три альбома. Их пластинки неизменно попадали в чарты, но проект Мелле Мела оказался удачнее, чему способствовал хит "Beat Street Breakdown" (#8 в R&B чарте) и особенно премия "Грэмми", полученная Мелом за участие в записи трека Чаки Хан "I Feel For You" в 1985 году. Благодаря последней Мел стал первым рэппером, удостоенным главной музыкальной награды Америки.
Состав 1988 года: GF, Melle Mel, Rahiem, Kidd Creole, Scorpio |
В середине 2000-х, когда новое поколение музыкантов и слушателей обратилось за вдохновением к 80-м, олд-скул пережил новую волну интереса, за чем последовала и переоценка творчества Grandmaster Flash & The Furious Five. Так, в 2005 году группа была включена в Зал хип-хоп славы VH1, а в 2006-м Грандмастер Флэш получил награду телеканала BET "Я - икона хип-хопа" (I Am Hip-Hop Icon Award). Что же касается их главного хита, песни "The Message", то в списке 500 лучших песен всех времен, составленном журналом Rolling Stone, она была поставлена на 51 место, что стало высшей позицией для всего, записанного в 80-х, и для рэпа в частности.
12 марта 2007 года состоялось событие, окончательно определившее место Grandmaster Flash & The Furious Five в мировой истории. В этот день группа была введена в пантеон музыкального бессмертия - в Зал славы рок-н-ролла, став первым рэп-коллективом, удостоенным подобной чести. А ведь за 25 лет до этого, когда был записан "The Message" и еще не существовало Зала славы (он был создан лишь год спустя), никто и не предполагал, что когда-нибудь исполнители хип-хопа будут стоять в одном ряду с легендами рок-музыки - Элвисом Пресли, Джеймсом Брауном, Рэем Чарльзом, Чаком Берри, The Beatles, Бобом Диланом, The Who, The Supremes, The Rolling Stones, Стиви Уандером, Джимми Хендриксом, Pink Floyd, Эриком Клэптоном, U2 и Sex Pistols.
TORRENT DOWNLOAD
No comments:
Post a Comment