Sugarhill Gang
Artist: The Sugarhill Gang
Release Date: February 7, 1980
Label: Sugar Hill
Genres: Old-School Rap / Disco / Funk
Попытайтесь представить себе конец
70-х: поп-чарты оккупировало диско, на президентском кресле восседает Джимми
Картер, белые подростки фанатеют от панк-рока, а в клубах Нью-Йорка и на его
улицах среди афроамериканской молодежи зарождается новая музыкальная культура,
которой вскоре предстоит покорить весь мир. Несмотря на растущую популярность
хип-хопа, крупные лейблы упорно игнорируют новое явление, считая его
"сиюминутным увлечением", которое вскоре исчезнет. Тем временем новое
движение рождает своих героев и обретает собственных звезд, оказывающих
огромное влияние на молодежь, правда, долгое время хип-хоп остается локальным
явлением, не выходящим за пределы черных районов Нью-Йорка - Бронкса, Бруклина,
Гарлема и Квинса. При этом распространению хип-хопа на большее пространство
препятствует отсутствие записей, что делает новую культуру еще более
притягательной и волнительной. Исключением являются разве что
"самопальные" микстейпы, которые первые рэпперы записывают во время
живых выступлений. Однако, если ди-джеи еще имеют хоть какую-то возможность
записывать свои сеты в клубах в относительно приемлемом качестве, первые МС не
могут себе позволить технические возможности, превосходящие функции переносных
"бумбоксов". Именно поэтому МС долгое время остаются в тени своих
коллег по цеху - художников граффити, брейк-танцоров и ди-джеев, являясь лишь
вспомогательным элементом во время выступлений последних и выполняя функцию
разогрева и подбадривания танцующих посетителей клубов и уличных вечеринок. Во
многом именно поэтому немногие из дошедших до нас ранних записей являются
скорее фрагментарными попытками нащупать свой путь в рэпе, чем полноценными
записями.
Все изменилось только в 1979 году,
когда на рэп-сцене взошла новая звезда в лице лейбла Sugar Hill Records. Как ни странно, он появился не
на родине хип-хопа - в Нью-Йорке, а на противоположном берегу Гудзона - в
маленьком районе Нью-Джерси Энглвуде, где проживала семейная пара - Джо и
Сильвия Робинсон, вообще-то не являвшаяся новичками в шоу-бизнесе. Обоим было уже
за сорок и казалось, время их славных лет уже прошло. Джо работал на третьих
ролях в музыкальном издательском бизнесе, тогда как Сильвия начинала
музыкальную карьеру еще в конце 50-х, когда она была участницей популярного R&B дуэта Mickey & Sylvia. В 1966 году она, переехав из
Нью-Йорка в Нью-Джерси, вместе с мужем основала собственный соул-лейбл All Platinum Records, но большую известность обрела
как автор песен, многие из которых стали хитами. Так, в 1973 году она получила
"золотой диск" за песню "Pillow Talk", исполненную соул-певцом
Элом Грином. К концу 70-х ее лучшие дни уже давно прошли, и она даже не могла
предположить, что и она обретет мировую известность именно в 1979 году, когда
ее усилиями будет выпущен сингл "Rapper's Delight".
Будучи женщиной современной и
прозорливой, Сильвия обратила внимание на появление нового увлечения молодежи и
решила восполнить пробел, образовавшийся на музыкальном рынке, выпустив первый
рэп-сингл. Во многом именно для этой цели ею и был создан лейбл, названный в
честь привилегированной части Гарлема - Sugar Hill Records. Однако, на пути к достижению
своей цели она столкнулась со множеством трудностей. Во-первых, никто из
известных и популярных в то время рэпперов, выступавших в клубах, не проявил
заинтересованности в ее предложении записать рэп, так как большая часть из них
просто опасалась того, что придуманными ими строками смогут воспользоваться
конкуренты. По этой причине поиск исполнителей будущего хита затянулся, и удача
пришла к Сильвии, как это обычно бывает, совершенно случайно. Это произошло,
когда ее сын привел на студию неизвестного рэппера по имени Генри Джексон,
предпочитавшего, чтобы его называли Big Bank Hank. В это время 22-летний выпускник
колледжа по специальности "океанография" работал менеджером пиццерии
в Нью-Джерси, но мечтал о музыкальной карьере, практикуясь на досуге в
написании рэпа. Именно кассета с его домашними записями, попав в руки сына
Сильвии, и привела его на студию Sugar Hill. Сильвия тут же устроила парню
прослушивание, предложив тому продемонстрировать свой талант, начитав речитатив
на фоне популярного в то время диско-хита "Good Times" группы Chic. Впечатленная услышанным,
Робинсон не только тут же подписала с рэппером контракт, но и предложила тому
подыскать кого-нибудь еще для записи первого сингла. Так была создана группа, в
честь лейбла получившая название The Sugarhill Gang, куда кроме Big Bank Hank вошли 22-летний Wonder Mike (настоящее имя Майкл Райт) и
16-летний Master
Gee
(Гай О'Брайен). Фактически группа была чистым бойзбэндом, созданным по воле
продюсера, однако в данном случае ее участники принимали непосредственное
участие в записи своих песен.
С самого начала Сильвия Робинсон решила взять за основу будущего хита песню Chic "Good Times", и с этим связана одна
любопытная история. Эта песня была выпущена в том же 1979 году и молниеносно
стала хитом, возглавив чарты и став основным номером на концертах Chic. В ночь с 20 на 21 сентября 1979
года группа выступала в нью-йоркском клубе The Palladium вместе со звездами
"новой волны" Blondie и британскими панк-героями The Clash. Когда Chic заиграли "Good Times", на сцену неожиданно
выскочили несколько местных рэпперов и начали импровизировать на тему Chic, которые продолжали свое
выступление, не прекращая играть свой хит. К подобной выходке музыканты группы
отнеслись скорее снисходительно, чем с негодованием, так как одним из рэпперов
был Fab
5 Freddy,
звезда граффити-сцены и хороший друг Дебби Харри, вокалистки группы Blondie. Что не менее примечательно,
остальными участниками импровизированного рэп-перфоманса оказались члены никому
тогда еще не известной группы The Sugarhill Gang. Несколько недель спустя Найл
Роджерс, один из лидеров Chic, оказался на вечеринке в нью-йоркском клубе LaViticus, где совершенно
неожиданно для себя услышал свою собственную песню в абсолютно новой
рэп-версии. Отправившись за разъяснениями к ди-джею, он узнал, что пластинка
только что была приобретена тем в Гарлеме. Вскоре Роджерс связался с Сильвией
Робинсон и, пригрозив той судом, потребовал, чтобы на пластинке в качестве
авторов были указаны имена его и Бернарда Эдвардса, партнера Найла по Chic и второго автора "Good Times". Таким образом, уже в
момент своего официального рождения рэп-культура создала правовой прецедент по
использованию чужих сэмплов при создании хип-хоп музыки. Сильвия не стала
сопротивляться, согласившись на условия Роджерса, который, к счастью, вместо
того, чтобы запретить выход пластинки, ограничился авторскими комиссионными,
которые, к слову, в результате оказались весьма значительными. Позже он как-то
проговорился, что версия The Sugarhill Gang изначально ему не понравилась,
однако впоследствии он неоднократно говорил о том, что "Rapper's Delight" является одной из самых
любимых его песен, и, возможно, она сделала для популярности его коллектива
больше, чем песни самих Chic.
Еще одной трудностью во время
подготовки к записи "Rapper's Delight" оказался поиск музыкантов,
способных без ошибок и запинок на протяжении долгого времени играть основной
рифф "Good
Times",
который решено было взять за музыкальную основу песни. Как это ни удивительно,
но с поставленной задачей справился 17-летний бас-гитарист Чип Ширин,
приехавший в Нью-Джерси к приятелю и узнавший от него, что некая Сильвия
Робинсон ищет музыкантов для записи нескольких песен, среди которых была и
"Rapper's Delight". Как вспоминал позже
Ширин, во время записи "мы с барабанщиком промокли от пота насквозь, так
долго это продолжалось. При этом все происходило задолго до появления сэмплеров
и драм-машин, поэтому их работу вынуждены были делать люди". Получив за
свои труды 70 долларов, показавшимися ему тогда огромными деньгами, Чип
поинтересовался у Сильвии, что та собирается делать с записанными 15-ю минутами
непрекращающейся и повторяющейся партии ритм-секции, на что получил следующий
ответ: " У меня есть ребята, которые наговорят на нее быстрый текст, и это
все, что я могу сказать". Подивившись тому, что в песне не будет никакого
пения, Чип удалился и, когда через некоторое время услышал по радио "Rapper's Delight", удивлению его не было
предела.
Примерно такое же впечатление сингл,
появившийся в октябре на прилавках магазинов и в эфире некоторых радиостанций,
произвел и на остальных слушателей. Их вниманию предстало монументальное
полотно продолжительностью в 14 с половиной минут - ни на что не похожее и
исключительно свежее. Обрушившийся на пластинку и лейбл успех был ошеломляюще
молниеносным. Практически не имея рекламы и трансляций на радио, где не
решались ставить в эфир песню длиной в четверть часа (для решения этой проблемы
вскоре была записана короткая 5-минутная версия), сингл бил все рекорды по
продажам, став одной из самых популярных 12-дюймовок в истории поп-музыки,
только за первую неделю разойдясь тиражом в 130.500 копий, о чем 29 сентября в
коротенькой заметке сообщил журнал "Биллборд". В итоге же общий тираж
пластинки достиг 5 миллионов экземпляров - немыслимый даже для звезд первой
величины результат, а Национальная Ассоциация Продавцов Звукозаписей (National Association of Record Merchandisers) вручила группе
награду "Запись года".
Расчет Сильвии Робинсон оказался
верным, так как любители музыки давно ждали чего-нибудь нового, устав от
засилья слащавого диско и агрессивного панка. К тому же поклонникам рэпа теперь
для того, чтобы услышать любимую музыку, не нужно было ждать выходных и
простаивать в очередях на входе в клубы. Теперь они могли пойти в магазин,
купить там пластинку и слушать рэп в любое удобное для них время, не покидая
собственной спальни. Как оказалось, рэп нашел своего слушателя далеко за
пределами черных районов Нью-Йорка, что подтвердило 4 место сингла в R&B чарте и попадание в национальный
хит-парад, в котором "Rapper's Delight" поднялась до 36 места.
Вскоре песня пробралась и за пределы США, сперва оказавшись на волнах
радиостанций Франции, Великобритании, Японии, Канады и других стран, а потом
покорившая местные списки популярности, доказав, что рэп - интернационален.
Так, в Германии и Великобритании сингл занял 3 место, в Норвегии, Швеции и
Швейцарии добрался до 2-й позиции, а в Канаде и Голландии возглавил
национальные хит-парады.
Влияние "Rapper's Delight" и масштаб ее популярности
оказались настолько велики, что официальный музыкальный бизнес был вынужден
признать не только ее, но и право на существование всей хип-хоп культуры в
целом. Воодушевленные успехом сингла, на штурм офиса Сильвии Робинсон бросились
многочисленные рэп-исполнители, как начинающие, так и уже ставшие звездами в
своих кварталах. Так
вскоре в обойме Sugar Hill Records оказались The Sequence, Grandmaster Flash
& The Furious Five, Funky Four Plus One, The Crash Crew, The Treacherous
Three и West Street Mob, но своими главными звездами Сильвия по-прежнему
считала The Sugarhill Gang. Тем временем ее примеру
последовали и другие продюсеры, начавшие создавать независимые лейблы, целиком
ориентированные на рэп-музыку - Enjoy! Records, Tommy Boy Music и Def Jam Recordings. Благодаря этим
небольшим поначалу компаниям, находившиеся некогда на обочине хип-хопа МС
подписывали контракты на выпуск пластинок, что не только позволяло им
заработать неплохие деньги собственным талантом, но и выводило их на первое
место в иерархии хип-хопа. Теперь, когда настоящими звездами становились
рэп-исполнители, благодаря своим записям входящие в каждый дом, былые герои -
ди-джеи, граффити-художники и брейк-танцоры - превратились в сопровождающий их
фон, став тем, чем когда-то были сами МС.
Тем временем Сильвия Робинсон, поймав
волну удачи, поспешила вновь опередить конкурентов, выпустив первый
полнометражный рэп-альбом. Им стала пластинка, названная просто "Sugarhill
Gang", в которую вошла укороченная для радио версия "Rapper's
Delight" и 5 новых треков, среди которых особенно хочется отметить
"Rapper's Reprise (Jam, Jam)", который вместе с The Sugarhill Gang
исполнили The Sequence - один из первых женских рэп-коллективов. Также
неожиданно хорош оказался и "Passion Play" - мелодичный диско-фанк с
нежным женским вокалом. Несмотря на то, что формально The Sgarhill Gang
считались рэп-командой, на альбоме кроме вышеназванных присутствует еще только
один рэп-трек - "Sugarhill Groove", тогда как оставшиеся ("Here
I Am" и "Bad News (Don't Bother Me)") являются типичными для
своего времени соул-балладами. Однако, кроме самого факта выхода альбома,
несомненной удачей пластинки можно считать открытые благодаря ей новые имена. И
в данном случае речь идет не только о The Sequence, но и о ритм-секции, ставшей постоянной студийной
группой Sugar Hill на долгие годы и в дальнейшем успешно развивавшей сольные
карьеры. Басистом во время записи "Sugarhill Gang" был Дуглас Уимбиш,
впоследствии вошедший в состав знаменитой "черной" рок-группы Living
Colour и игравший вместе с такими гигантами поп-музыки, как Мик Джаггер,
Мадонна, Джордж Клинтон и Depeche Mode. На гитаре играл Скип Макдональд, а на
ударных - белый барабанщик Кейт Лебланк, в 1984 году перебравшиеся в
Великобританию, где вместе с продюсером Адрианом Шервудом они организовали
Tackhead - одну из первых британских рэп-групп.
Несмотря на то, что ни одна из новых
песен с альбома так и не попала в чарты, а продажи пластинки не смогли даже
близко приблизиться к результатам первого сингла (общий тираж не достиг и
полумиллиона), Сильвия Робинсон, бывшая продюсером диска, могла быть довольна
достигнутым результатом, ведь ей удалось сделать то, что другие считали
невозможным, - заставить слушать рэп весь мир. К тому же ее компания стала "рэп-лейблом
номер 1", что Сильвия не переставала доказывать на протяжении нескольких
лет, во всем оставаясь первой. Так, в 1980 году на Sugar Hill был выпущен первый альбом
женской рэп-группы The
Sequence,
в 1981-м - был записан "The Adventures Of Grandmaster Flash On The Wheels Of Steel", первый сингл, полностью
состоявший из сэмплов и брейков, сыгранных вживую ди-джеем Grandmaster Flash, а в 1982 году Sugar Hill реализовали еще один суперхит -
первый социальный рэп-сингл "The Message", записанный Grandmaster Flash & The Furious Five. Кроме того Сильвия Робинсон
была пионером и в покорении телеэфира: именно на песню ее лейбла, "White Lines" Melle Mel & The Furious Five, был снят первый рэп-клип
(режиссером был начинающий режиссер Спайк Ли, позже ставший главной звездой
"черного" кинематографа), а вскоре она вместе с телекомпанией TVS Television Network запустила первую
специализированную рэп-программу Fresh Groove TV, под впечатлением которой через
некоторое время на MTV
появится знаменитое рэп-шоу Yo!
MTV
Raps.
За все время своего существования Sugar Hill Records выпустили 26 "золотых"
дисков, но, к сожалению, долгое время оставаться первыми во всем так и не
смогли. В 1986 году, не сумев приспособиться к изменениям в мире хип-хопа и не
выдержав конкуренции со стороны новой волны молодых рэпперов так называемой
"новой школы" и поддерживающих их лейблов Profile и Def Jam, лейбл Sugar Hill Records объявил о своем банкротстве.
После продолжительных судебных тяжб имущество лейбла перешло гиганту MCA Records, а сама Сильвия Робинсон
практически сошла со сцены, в 1987 году предприняв последнюю попытку покорить
шоу-бизнес. Ею был основан еще один лейбл - Bon Ami Records, единственным успехом которого
стало подписание контракта с начинающей группой The New Style, которая через некоторое время
покинула лейбл и прославилась уже в новом качестве - под именем Naughty By Nature. Последним упоминанием о славном
некогда Sugar
Hill
Records
стало известие о том, что в 2002 году в пожаре сгорела студия, в которой
некогда были записаны первый рэп-сингл и первый рэп-альбом. Финальная же точка
во всей этой истории была поставлена 29 сентября 2011 года, когда Сильвия
Робинсон, женщина, подарившая миру хип-хоп, в возрасте 75 лет скончалась от
сердечного приступа в госпитале Мидоулэндс в Нью-Джерси - в нескольких
километрах от того места, где когда-то, благодаря ее железной воле и
неудержимой энергии, появились на свет слава и будущее хип-хопа.
Hits: "Rapper's Delight"
No comments:
Post a Comment