9/19/2015

Популярная история популярной музыки (2)


ЧАСТЬ 1
ОТ ГУТЕНБЕРГА ДО ЭДИСОНА


Глава 1
Начало

Долгое время популярной музыки как таковой не существовало. Нет, конечно, и в давние времена были популярные песенки — народные или исполняемые уличными музыкантами. До нас даже дошли тексты некоторых из них. Но вот были ли они действительно популярны? Это еще вопрос. Хит-парадов тогда не печатали, и даже после того, как в середине 1440-х годов Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, ему было не до них. Еще бы, ведь Святого Писания никто не отменял, да и королевские указы не желали подолгу пылиться на столе редактора. Так что не удивительно, что очередь к печатному станку на много лет вперед была забронирована представителями закона и веры. И им явно было не до развлечений. Как, собственно, и самому Гутенбергу, на свою голову сподобившемуся открыть первую типографию.
Доподлинно известно, что до музыки очередь дошла только в 1575 году, когда два предприимчивых англичанина — Уильям Берд и Томас Таллис, выбив у королевы эксклюзивное право на печать музыкальных произведений и нотной бумаги, опубликовали первую набранную типографским способом партитуру. Разумеется, это было их собственное сочинение — сборник мотетов, то есть коротких церковных хоралов. Сегодня они назвали бы его «Лучшими хитами», но тогда ограничились скромным «Cantiones sacrae», то есть «Священные песнопения».
Разумеется, партитуры существовали и до XVI века, благо еще в 1000 году (или что-то около того, а если быть точными  в 1025 году) бенедиктинский монах Гвидо Аретинский догадался изобрести используемый и по сей день способ нотного письма. Перебравшись из родного Парижа в итальянский городок Ареццо, он задумался о том, что пора бы навести порядок в столь непростом деле, как нотная запись. Не думаю, что дело было в навалившейся на него в итальянской провинции скуке, так как тысячу лет назад «столичный» Париж мало чем отличался от какого-то там Ареццо. Тем не менее после нескольких недель на хлебе и воде в тесной келье Гвидо явил миру свое бессмертное творение — пять строк нотного стана и семь нот — от «до» до «си». За что ему, собственно, по сей день благодарны все композиторы и за что его по сей день ненавидят все шестилетки, чьи родители вдруг ни с того, ни с сего решили, то их чада обязаны учиться музыкальной грамоте.
Казалось бы, после всего этого дела у средневекового шоу-бизнеса должны были пойти в гору, но не тут-то было... Ни тебе переполненных стадионов, ни миллионных тиражей, ни «золотых» дисков, ни контрактов с мейджорами. Максимум, на что могли рассчитывать композиторы тех лет — это место органиста в церкви или должность придворного музыканта при каком-нибудь знатном вельможе. Да что уж там говорить, если даже сам Бах (да-да, тот самый Иоганн Себастьян) большую часть своей жизни прослужил органистом, мотаясь по церквям в поисках хлеба насущного. Нет, конечно, порой композиторам и тогда удавалось напечатать одно-другое свое произведение. Но, как вы понимаете, при таких-то тиражах о гонорарах мечтать не приходилось. Да и с авторскими правами в те времена было ничуть не лучше, ем сейчас.
Так что композиторам жилось, можно сказать, несладко. Как, собственно говоря, и их фанатам: радио не работает, интернет лагает, по MTV сплошные сериалы, да и концертов приличных днем с огнем не сыщешь. Рассказывают, что однажды даже такому известному композитору, как Гендель, пришлось отмахать пешком (!) полтысячи километров, чтобы послушать коллегу-органиста. А какой уж тут популярной музыке может идти речь?..
Все начало меняться ближе к середине XVIII века, но, к сожалению, ни Бах, ни уже упомянутый Гендель, этих перемен не застали. Во-первых, «святая инквизиция» ослабила свои путы и музыка наконец смогла выйти за пределы церковного надзора. Во-вторых, среди монархов вдруг стало модно интересоваться искусством, в связи с чем началось соревнование между сильными мира сего, кто из них самый изысканный и просвещенный. В-третьих, резко упали цены на клавесины, и теперь каждый более-менее состоятельный гражданин мог позволить себе открыть у себя на дому свой собственный клуб, правда тогда они еще именовались салонами. В-четвертых, была изобретена опера. И, наконец, в-пятых, родился Моцарт.
Ну, к Моцарту мы вернемся чуть позже, а пока поговорим об опере.




Глава 2
Немного об опере

Оперу, как и спагетти, «Феррари» и организованную преступность, изобрели итальянцы. Несмотря на то, что Италия тогда состояла из десятка мелких княжеств, графств и королевств, жить красиво там любили и умели, как нигде. Вероятно, причины этого стоит искать в наследии Римской империи, но столь глубокие погружения в историю в наши планы не входят. Однако, как ни странно, первыми о том, что музыка способна не только нести слово божье, но и развлекать, додумались именно итальянцы. И это буквально в пяти шагах от Ватикана!
С появлением оперы связана одна несправедливая, но довольно любопытная история. Первую оперу, как доподлинно известно, в самом конце XVI века (приблизительно в 1597-98 годах) написал флорентиец Якопо Пери (1561-1633). Из ее названия — «Дафна» — можно заключить, что основывалась она на древних мифах (язычество в сердце католического мира! Этот факт не перестает меня удивлять. Куда только смотрела инквизиция?) Тем не менее что-то там у Пери не заладилось. То ли спонсоры подкачали, то ли погода, то ли акустика в зале была ни к черту, но опера особого впечатления на зрителей не произвела. А может и сама «Дафна» была не ахти каким шедевром. Так или иначе, а убедиться в этом мы не можем, так как партитура первой в истории оперы до наших дней не дожила. Не сохранилась. Так что причины провала Пери остаются тайной, скрытой в веках.
Это, конечно, любопытно, но в чем же тут несправедливость — спросите вы. А несправедливость в том, что никто не помнит, кто такой этот самый Якопо Пери. Зато все помнят, кто такой Клаудио Монтеверди (1567-1643) из какой-то там Кремоны, чей «Орфей» (1607) фактически стал только третьей из известных нам опер, но большинство (кроме специалистов, разумеется, а теперь и вас) считает, что именно он изобрел оперу. Мало того, второй оперой было еще одно произведение Пери — «Эвридика» (1600), написанная за 7 лет до «Орфея» и не только использовавшая тот же античный сюжет, но и сохранившаяся до наших дней. Вот вам и несправедливость.
Опера с самого начала придумывалась ради развлечения публики. Именно поэтому в ней использовались мифические сюжеты, так как они давали весь спектр возможностей для того, чтобы поразить зрителя. Поэтому поначалу на первом месте в опере стоял не исполнитель и даже не композитор, а владелец театра (он же часто постановщик и режиссер). Именно последний искал тему, заказывал либретто, придумывал декорации и спецэффекты и лишь потом обращался к композитору за музыкой. Радовать глаз тогда казалось важнее, чем радовать слух. Но продолжалось это недолго. Композитор вскоре все же взял свое.
Оказалось, что создание опер — дело не из дешевых, а публика быстро пресыщаясь, требовала все новых и новых постановок. Именно композиторы и нашли выход из сложившейся ситуации. Изначально опера более чем полностью состояла из речитатива, положенного на музыку (нет, на рэп это было совершенно не похоже), и больше напоминала музыкальный спектакль, чем то, что сейчас мы привыкли думать об опере. Но однажды какой-то неглупый человек придумал разбавить театральное действие ариями — вставными вокальными номерами с запоминающимся мотивом, в которых исполнитель мог продемонстрировать всю широту диапазона своих связок и свое вокальное мастерство. И если владельцы театров и постановщики спектаклей восприняли данное нововведение как лишнее загромождение действия и посягательство на оригинальность своего творческого замысла, начавшая было скучать публика приняла новинку на «ура». Еще бы, ведь теперь у нее появились настоящие хиты, которые можно было даже напевать самостоятельно в узком семейном кругу. По крайней мере, теперь итальянцам было, чем заняться в душе.
Успех арий был таким ошеломляющим, что буквально в считанные месяцы их количество разрослось просто до неприличных размеров. После самых убойных номеров публика аплодировала стоя и вынуждала солистов повторить номер на бис. А бывали случаи, когда самые ударные хиты исполнялись несколько раз подряд, так то вскоре во всех театрах появились объявления приблизительно следующего содержания: «Приносим свои извинения уважаемой публике, но в связи с тем, что метро закрывается в полночь, количество выступлений на бис строго ограничено. Дирекция».
Вот тут-то музыка и стала по-настоящему популярной.
Тогда появились и первые настоящие звезды. И все они поголовно были мужчинами. Дело в том, что о феминизме женщины тогда еще не думали, так как им было не до этого — детская смертность была высокой, так что женщины еле успевали пополнять прирост народонаселения, какие уж тут театры? Поэтому все роли исполнялись мужчинами. А для того, чтобы происходящее на сцене хоть как-то походило на правду, в спектаклях присутствовали и женские образы, воплощаемые в жизнь юношами, которым с возрастом свойственно терять способность брать высокие ноты. Но и это казалось бы железобетонное препятствие было с успехом преодолено.
Так в опере появились кастраты. Да уж, чего только не сделаешь ради любви к искусству и жажды славы...
Одним из самых известных и популярных кастратов был Фаринелли (1705-1782), подлинный Майкл Джексон XVIII века. Не будем надолго задерживаться на его персоне, благо о нем снят довольно интересный и поучительный фильм, с которым может познакомиться любой желающий. Так что если вы хотите подробностей — посмотрите, не пожалеете. Весьма достойное кино. Напоследок отметим лишь такой факт из биографии Фаринелли: однажды король Испании Филипп V настолько был очарован талантом певца, что нанял его, чтобы тот каждый вечер специально для него исполнял его любимые хиты — одни и те же четыре популярные арии. Остается надеяться, что выходные, премиальные и 13-я зарплата у Фаринелли все же были.
Итак, теперь мы смело можем утверждать, что с появлением оперы наконец появилась популярная музыка со всеми вытекающими отсюда последствиями — с хитами, гастролями, «корпоративами», высокими гонорарами и настоящими звездами. Ну а теперь пришла пора обратиться к главной звезде тех далеких времен — Джастину Биберу XVIII века — Вольфгангу Амадею Моцарту.

[ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ]

No comments: