9/19/2015

Популярная история популярной музыки (1)




ИНТРО

Прежде чем приступить к чтению этой далеко не самой изящной (в смысле объема, а не к внутреннего содержания) книги, вернитесь к ее обложке и еще раз прочтите ее название.
Популярная история популярной музыки.
Не думайте, что здесь всему виной ошибка наборщика, невнимательность редактора или нездоровая психика автора. Все гораздо проще. Именно в простоте все и дело.
Понимая, что подробно об истории музыки (пусть только и популярной) в одной книге не расскажешь, я решил пойти путем различных «популярных механик», «занимательных физик» и прочих «астрономий для чайников». О таком многогранном и сложном явлении, как популярная музыка, я решил рассказать просто, в меру кратко, порой легкомысленно, максимально доступно и просто до неприличия популярно. Конечно, в век интернета можно было обойтись и вообще без самой книги, но я абсолютно не согласен с теми, кто так считает. Хватит, с приходом этого самого интернета мы уже практически лишились такой роскоши, как виниловая пластинка в красочном бумажном конверте. Достаточно. Не так уж и много у нас осталось того, что можно потрогать.
Конечно, потрогать музыку у нас вряд ли получится, но вот прикоснуться к ней — на это, я думаю, мы еще способны.

Для начала нам стоило бы определиться с тем, что именно называть «популярной музыкой». Некоторое время назад музыка условно делилась на две категории — поп и рок. То, где преобладало звучание электрогитары, относилось к року, все остальное — проходило по категории «поп-музыка». Нет, конечно, были еще академическая (или классическая) и народная музыка, но первая слыла искусством элитарным, а вторая так вообще многими искусством не считалась. Вскоре (то есть вообще-то относительно недавно) появился новый «гадкий утенок» — музыка электронная, на которую поначалу вообще внимания никто не обращал. Но все со временем перепуталось настолько, что к началу XXI века уже совершенно не было ясно, какую именно музыку называть «популярной».
Если взглянуть на хит-парады последних 20 лет, можно обнаружить, что в них может появиться все, что угодно — от классики (взорвавшая в 2009 году конкурс «Британия ищет таланты» Сьюзан Бойл) до экспериментального техно. Почему мы говорим о хит-парадах? Потому что именно они помогают нам увидеть, что именно сегодня популярно. Собственно, именно для того они и были придуманы (ну, и еще для того, чтобы было проще управлять общественным мнением). Популярность. Именно об этом и речь.
Спасибо, Господи, что ты создал хит-парады! (Уверен, что без его участия тут не обошлось.) Именно благодаря им мне не придется спорить с особо упертыми гражданами, что какой-нибудь Black Sabbath или та же Metallica не имеет ничего общего с Майклом Джексоном или Леди Гагой. А вот и нет! Еще как имеет! Чтобы убедиться в этом достаточно заглянуть в хит-парады (еще раз спасибо Всевышнему за своевременную идею), которые немедленно подтвердят — все они были в свое время чертовски популярны. Надеюсь, вы уловили, к чему я клоню? Вот именно. Каждого исполнителя, который когда-то был популярен (а разве не к этому они все стремятся?), можно назвать исполнителем популярной музыки. Разумеется, в разные времена вкусы публики отличались, да и музыка менялась, как и само время. Да и кто знает, что может случиться лет этак через 10? Лично я не исключаю даже такой возможности, что однажды хит-парады возглавит что-нибудь из нойза или индастриала. Что поделать, публика так непостоянна...
Но хватит топтаться на месте. Перейдем к делу. В моей книге «популярной музыкой» будет называться вся музыка, которая была популярна в тот или иной промежуток времени. Так что не стоит думать, что я ограничусь сладкими песенками о любви и цветочках, нет, в этой книге найдется место вещицам и позабористей. Конечно, до таких предметов, как авангард или иллбиент, мы вряд ли дойдем (они хоть и популярны, но лишь в узких кругах), но, что поделать, музыки много, а времени мало. Остается лишь надеяться, что кто-нибудь рано или поздно отважится написать все и обо всех. Я же ограничусь тем, что было популярно. По крайней мере я так решил! Может, в другой раз?..

Прежде чем начать, я попрошу вас еще раз обратиться к названию моей книги:
Популярная история популярной музыки.
Важно каждое слово.
Популярность. История. Музыка.
[сейчас будет много путаницы и повторений, но мне именно это показалось забавным]
Я расскажу вам популярные и не очень музыкальные истории об истории популярной музыки и музыкантах, которые были популярны в тот или иной исторический момент, а также об их значении в истории музыки и об их влиянии на историю вообще. И все это я попытаюсь рассказать популярно. По крайней мере не так, как в двух последних предложениях.
Ну, хватит предисловий.


Приступим.


[ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ]



No comments: