8/16/2012

The Sugarhill Gang - Sugarhill Gang (1980)


Sugarhill Gang
Artist: The Sugarhill Gang
Release Date: February 7, 1980
Label: Sugar Hill
Genres: Old-School Rap / Disco / Funk

Попытайтесь представить себе конец 70-х: поп-чарты оккупировало диско, на президентском кресле восседает Джимми Картер, белые подростки фанатеют от панк-рока, а в клубах Нью-Йорка и на его улицах среди афроамериканской молодежи зарождается новая музыкальная культура, которой вскоре предстоит покорить весь мир. Несмотря на растущую популярность хип-хопа, крупные лейблы упорно игнорируют новое явление, считая его "сиюминутным увлечением", которое вскоре исчезнет. Тем временем новое движение рождает своих героев и обретает собственных звезд, оказывающих огромное влияние на молодежь, правда, долгое время хип-хоп остается локальным явлением, не выходящим за пределы черных районов Нью-Йорка - Бронкса, Бруклина, Гарлема и Квинса. При этом распространению хип-хопа на большее пространство препятствует отсутствие записей, что делает новую культуру еще более притягательной и волнительной. Исключением являются разве что "самопальные" микстейпы, которые первые рэпперы записывают во время живых выступлений. Однако, если ди-джеи еще имеют хоть какую-то возможность записывать свои сеты в клубах в относительно приемлемом качестве, первые МС не могут себе позволить технические возможности, превосходящие функции переносных "бумбоксов". Именно поэтому МС долгое время остаются в тени своих коллег по цеху - художников граффити, брейк-танцоров и ди-джеев, являясь лишь вспомогательным элементом во время выступлений последних и выполняя функцию разогрева и подбадривания танцующих посетителей клубов и уличных вечеринок. Во многом именно поэтому немногие из дошедших до нас ранних записей являются скорее фрагментарными попытками нащупать свой путь в рэпе, чем полноценными записями.
Все изменилось только в 1979 году, когда на рэп-сцене взошла новая звезда в лице лейбла Sugar Hill Records. Как ни странно, он появился не на родине хип-хопа - в Нью-Йорке, а на противоположном берегу Гудзона - в маленьком районе Нью-Джерси Энглвуде, где проживала семейная пара - Джо и Сильвия Робинсон, вообще-то не являвшаяся новичками в шоу-бизнесе. Обоим было уже за сорок и казалось, время их славных лет уже прошло. Джо работал на третьих ролях в музыкальном издательском бизнесе, тогда как Сильвия начинала музыкальную карьеру еще в конце 50-х, когда она была участницей популярного R&B дуэта Mickey & Sylvia. В 1966 году она, переехав из Нью-Йорка в Нью-Джерси, вместе с мужем основала собственный соул-лейбл All Platinum Records, но большую известность обрела как автор песен, многие из которых стали хитами. Так, в 1973 году она получила "золотой диск" за песню "Pillow Talk", исполненную соул-певцом Элом Грином. К концу 70-х ее лучшие дни уже давно прошли, и она даже не могла предположить, что и она обретет мировую известность именно в 1979 году, когда ее усилиями будет выпущен сингл "Rapper's Delight".
Будучи женщиной современной и прозорливой, Сильвия обратила внимание на появление нового увлечения молодежи и решила восполнить пробел, образовавшийся на музыкальном рынке, выпустив первый рэп-сингл. Во многом именно для этой цели ею и был создан лейбл, названный в честь привилегированной части Гарлема - Sugar Hill Records. Однако, на пути к достижению своей цели она столкнулась со множеством трудностей. Во-первых, никто из известных и популярных в то время рэпперов, выступавших в клубах, не проявил заинтересованности в ее предложении записать рэп, так как большая часть из них просто опасалась того, что придуманными ими строками смогут воспользоваться конкуренты. По этой причине поиск исполнителей будущего хита затянулся, и удача пришла к Сильвии, как это обычно бывает, совершенно случайно. Это произошло, когда ее сын привел на студию неизвестного рэппера по имени Генри Джексон, предпочитавшего, чтобы его называли Big Bank Hank. В это время 22-летний выпускник колледжа по специальности "океанография" работал менеджером пиццерии в Нью-Джерси, но мечтал о музыкальной карьере, практикуясь на досуге в написании рэпа. Именно кассета с его домашними записями, попав в руки сына Сильвии, и привела его на студию Sugar Hill. Сильвия тут же устроила парню прослушивание, предложив тому продемонстрировать свой талант, начитав речитатив на фоне популярного в то время диско-хита "Good Times" группы Chic. Впечатленная услышанным, Робинсон не только тут же подписала с рэппером контракт, но и предложила тому подыскать кого-нибудь еще для записи первого сингла. Так была создана группа, в честь лейбла получившая название The Sugarhill Gang, куда кроме Big Bank Hank вошли 22-летний Wonder Mike (настоящее имя Майкл Райт) и 16-летний Master Gee (Гай О'Брайен). Фактически группа была чистым бойзбэндом, созданным по воле продюсера, однако в данном случае ее участники принимали непосредственное участие в записи своих песен.
С самого начала Сильвия Робинсон  решила взять за основу будущего хита песню Chic "Good Times", и с этим связана одна любопытная история. Эта песня была выпущена в том же 1979 году и молниеносно стала хитом, возглавив чарты и став основным номером на концертах Chic. В ночь с 20 на 21 сентября 1979 года группа выступала в нью-йоркском клубе The Palladium вместе со звездами "новой волны" Blondie и британскими панк-героями The Clash. Когда Chic заиграли "Good Times", на сцену неожиданно выскочили несколько местных рэпперов и начали импровизировать на тему Chic, которые продолжали свое выступление, не прекращая играть свой хит. К подобной выходке музыканты группы отнеслись скорее снисходительно, чем с негодованием, так как одним из рэпперов был Fab 5 Freddy, звезда граффити-сцены и хороший друг Дебби Харри, вокалистки группы Blondie. Что не менее примечательно, остальными участниками импровизированного рэп-перфоманса оказались члены никому тогда еще не известной группы The Sugarhill Gang. Несколько недель спустя Найл Роджерс, один из лидеров Chic, оказался на вечеринке в нью-йоркском клубе LaViticus, где совершенно неожиданно для себя услышал свою собственную песню в абсолютно новой рэп-версии. Отправившись за разъяснениями к ди-джею, он узнал, что пластинка только что была приобретена тем в Гарлеме. Вскоре Роджерс связался с Сильвией Робинсон и, пригрозив той судом, потребовал, чтобы на пластинке в качестве авторов были указаны имена его и Бернарда Эдвардса, партнера Найла по Chic и второго автора "Good Times". Таким образом, уже в момент своего официального рождения рэп-культура создала правовой прецедент по использованию чужих сэмплов при создании хип-хоп музыки. Сильвия не стала сопротивляться, согласившись на условия Роджерса, который, к счастью, вместо того, чтобы запретить выход пластинки, ограничился авторскими комиссионными, которые, к слову, в результате оказались весьма значительными. Позже он как-то проговорился, что версия The Sugarhill Gang изначально ему не понравилась, однако впоследствии он неоднократно говорил о том, что "Rapper's Delight" является одной из самых любимых его песен, и, возможно, она сделала для популярности его коллектива больше, чем песни самих Chic.
Еще одной трудностью во время подготовки к записи "Rapper's Delight" оказался поиск музыкантов, способных без ошибок и запинок на протяжении долгого времени играть основной рифф "Good Times", который решено было взять за музыкальную основу песни. Как это ни удивительно, но с поставленной задачей справился 17-летний бас-гитарист Чип Ширин, приехавший в Нью-Джерси к приятелю и узнавший от него, что некая Сильвия Робинсон ищет музыкантов для записи нескольких песен, среди которых была и "Rapper's Delight". Как вспоминал позже Ширин, во время записи "мы с барабанщиком промокли от пота насквозь, так долго это продолжалось. При этом все происходило задолго до появления сэмплеров и драм-машин, поэтому их работу вынуждены были делать люди". Получив за свои труды 70 долларов, показавшимися ему тогда огромными деньгами, Чип поинтересовался у Сильвии, что та собирается делать с записанными 15-ю минутами непрекращающейся и повторяющейся партии ритм-секции, на что получил следующий ответ: " У меня есть ребята, которые наговорят на нее быстрый текст, и это все, что я могу сказать". Подивившись тому, что в песне не будет никакого пения, Чип удалился и, когда через некоторое время услышал по радио "Rapper's Delight", удивлению его не было предела.
Примерно такое же впечатление сингл, появившийся в октябре на прилавках магазинов и в эфире некоторых радиостанций, произвел и на остальных слушателей. Их вниманию предстало монументальное полотно продолжительностью в 14 с половиной минут - ни на что не похожее и исключительно свежее. Обрушившийся на пластинку и лейбл успех был ошеломляюще молниеносным. Практически не имея рекламы и трансляций на радио, где не решались ставить в эфир песню длиной в четверть часа (для решения этой проблемы вскоре была записана короткая 5-минутная версия), сингл бил все рекорды по продажам, став одной из самых популярных 12-дюймовок в истории поп-музыки, только за первую неделю разойдясь тиражом в 130.500 копий, о чем 29 сентября в коротенькой заметке сообщил журнал "Биллборд". В итоге же общий тираж пластинки достиг 5 миллионов экземпляров - немыслимый даже для звезд первой величины результат, а Национальная Ассоциация Продавцов Звукозаписей (National Association of Record Merchandisers) вручила группе награду "Запись года".
Расчет Сильвии Робинсон оказался верным, так как любители музыки давно ждали чего-нибудь нового, устав от засилья слащавого диско и агрессивного панка. К тому же поклонникам рэпа теперь для того, чтобы услышать любимую музыку, не нужно было ждать выходных и простаивать в очередях на входе в клубы. Теперь они могли пойти в магазин, купить там пластинку и слушать рэп в любое удобное для них время, не покидая собственной спальни. Как оказалось, рэп нашел своего слушателя далеко за пределами черных районов Нью-Йорка, что подтвердило 4 место сингла в R&B чарте и попадание в национальный хит-парад, в котором "Rapper's Delight" поднялась до 36 места. Вскоре песня пробралась и за пределы США, сперва оказавшись на волнах радиостанций Франции, Великобритании, Японии, Канады и других стран, а потом покорившая местные списки популярности, доказав, что рэп - интернационален. Так, в Германии и Великобритании сингл занял 3 место, в Норвегии, Швеции и Швейцарии добрался до 2-й позиции, а в Канаде и Голландии возглавил национальные хит-парады.
Влияние "Rapper's Delight" и масштаб ее популярности оказались настолько велики, что официальный музыкальный бизнес был вынужден признать не только ее, но и право на существование всей хип-хоп культуры в целом. Воодушевленные успехом сингла, на штурм офиса Сильвии Робинсон бросились многочисленные рэп-исполнители, как начинающие, так и уже ставшие звездами в своих кварталах. Так вскоре в обойме Sugar Hill Records оказались The Sequence, Grandmaster Flash & The Furious Five, Funky Four Plus One, The Crash Crew, The Treacherous Three и West Street Mob, но своими главными звездами Сильвия по-прежнему считала The Sugarhill Gang. Тем временем ее примеру последовали и другие продюсеры, начавшие создавать независимые лейблы, целиком ориентированные на рэп-музыку - Enjoy! Records, Tommy Boy Music и Def Jam Recordings. Благодаря этим небольшим поначалу компаниям, находившиеся некогда на обочине хип-хопа МС подписывали контракты на выпуск пластинок, что не только позволяло им заработать неплохие деньги собственным талантом, но и выводило их на первое место в иерархии хип-хопа. Теперь, когда настоящими звездами становились рэп-исполнители, благодаря своим записям входящие в каждый дом, былые герои - ди-джеи, граффити-художники и брейк-танцоры - превратились в сопровождающий их фон, став тем, чем когда-то были сами МС.
Тем временем Сильвия Робинсон, поймав волну удачи, поспешила вновь опередить конкурентов, выпустив первый полнометражный рэп-альбом. Им стала пластинка, названная просто "Sugarhill Gang", в которую вошла укороченная для радио версия "Rapper's Delight" и 5 новых треков, среди которых особенно хочется отметить "Rapper's Reprise (Jam, Jam)", который вместе с The Sugarhill Gang исполнили The Sequence - один из первых женских рэп-коллективов. Также неожиданно хорош оказался и "Passion Play" - мелодичный диско-фанк с нежным женским вокалом. Несмотря на то, что формально The Sgarhill Gang считались рэп-командой, на альбоме кроме вышеназванных присутствует еще только один рэп-трек - "Sugarhill Groove", тогда как оставшиеся ("Here I Am" и "Bad News (Don't Bother Me)") являются типичными для своего времени соул-балладами. Однако, кроме самого факта выхода альбома, несомненной удачей пластинки можно считать открытые благодаря ей новые имена. И в данном случае речь идет не только о The Sequence, но и о  ритм-секции, ставшей постоянной студийной группой Sugar Hill на долгие годы и в дальнейшем успешно развивавшей сольные карьеры. Басистом во время записи "Sugarhill Gang" был Дуглас Уимбиш, впоследствии вошедший в состав знаменитой "черной" рок-группы Living Colour и игравший вместе с такими гигантами поп-музыки, как Мик Джаггер, Мадонна, Джордж Клинтон и Depeche Mode. На гитаре играл Скип Макдональд, а на ударных - белый барабанщик Кейт Лебланк, в 1984 году перебравшиеся в Великобританию, где вместе с продюсером Адрианом Шервудом они организовали Tackhead - одну из первых британских рэп-групп.
Несмотря на то, что ни одна из новых песен с альбома так и не попала в чарты, а продажи пластинки не смогли даже близко приблизиться к результатам первого сингла (общий тираж не достиг и полумиллиона), Сильвия Робинсон, бывшая продюсером диска, могла быть довольна достигнутым результатом, ведь ей удалось сделать то, что другие считали невозможным, - заставить слушать рэп весь мир. К тому же ее компания стала "рэп-лейблом номер 1", что Сильвия не переставала доказывать на протяжении нескольких лет, во всем оставаясь первой. Так, в 1980 году на Sugar Hill был выпущен первый альбом женской рэп-группы The Sequence, в 1981-м - был записан "The Adventures Of Grandmaster Flash On The Wheels Of Steel", первый сингл, полностью состоявший из сэмплов и брейков, сыгранных вживую ди-джеем Grandmaster Flash, а в 1982 году Sugar Hill реализовали еще один суперхит - первый социальный рэп-сингл "The Message", записанный Grandmaster Flash & The Furious Five. Кроме того Сильвия Робинсон была пионером и в покорении телеэфира: именно на песню ее лейбла, "White Lines" Melle Mel & The Furious Five, был снят первый рэп-клип (режиссером был начинающий режиссер Спайк Ли, позже ставший главной звездой "черного" кинематографа), а вскоре она вместе с телекомпанией TVS Television Network запустила первую специализированную рэп-программу Fresh Groove TV, под впечатлением которой через некоторое время на MTV появится знаменитое рэп-шоу Yo! MTV Raps.
За все время своего существования Sugar Hill Records выпустили 26 "золотых" дисков, но, к сожалению, долгое время оставаться первыми во всем так и не смогли. В 1986 году, не сумев приспособиться к изменениям в мире хип-хопа и не выдержав конкуренции со стороны новой волны молодых рэпперов так называемой "новой школы" и поддерживающих их лейблов Profile и Def Jam, лейбл Sugar Hill Records объявил о своем банкротстве. После продолжительных судебных тяжб имущество лейбла перешло гиганту MCA Records, а сама Сильвия Робинсон практически сошла со сцены, в 1987 году предприняв последнюю попытку покорить шоу-бизнес. Ею был основан еще один лейбл - Bon Ami Records, единственным успехом которого стало подписание контракта с начинающей группой The New Style, которая через некоторое время покинула лейбл и прославилась уже в новом качестве - под именем Naughty By Nature. Последним упоминанием о славном некогда Sugar Hill Records стало известие о том, что в 2002 году в пожаре сгорела студия, в которой некогда были записаны первый рэп-сингл и первый рэп-альбом. Финальная же точка во всей этой истории была поставлена 29 сентября 2011 года, когда Сильвия Робинсон, женщина, подарившая миру хип-хоп, в возрасте 75 лет скончалась от сердечного приступа в госпитале Мидоулэндс в Нью-Джерси - в нескольких километрах от того места, где когда-то, благодаря ее железной воле и неудержимой энергии, появились на свет слава и будущее хип-хопа.

Hits: "Rapper's Delight"
 
СКАЧАТЬ АЛЬБОМ

No comments: